Сколиотическая осанка: упражнения и массаж для детей

Создатель московской школы ортопедов Василий Дмитриевич Чаклин как-то сказал о сколиозе, что это «старая и вечно юная проблема». Действительно, впервые искривления позвоночника описал Гиппократ, термин ввел древнеримский врач Гален (scoliosis – искривление), а проявляется патология уже с молодых лет.

Характеристика патологии

1416742955_26

По мере роста костно-мышечная система человека претерпевает множество изменений. При сбалансированном развитии кости, связки и мышцы созревают вместе, формируя здоровый скелет и осанку.

Чаще бывает так, что мускулатура развивается неравномерно, что приводит к нарушениям костно-мышечной системы (КМС).

Самая частая патология – сколиотическая осанка. Это такое искривление позвоночника, которое не сопровождается структурными изменениями со стороны позвонков и может исправляться волевым усилием самого человека.

В этом кроется ключевое отличие от сколиоза, при котором выявляются изменения структуры позвонков – клиновидная деформация и стойкая фиксация с признаками торсии (поворот вокруг центральной оси).

Обширных клинических исследований относительно распространенности искривлений позвоночника пока не проводилось. Правда, в отдельно взятых регионах школьников обследовали и получили поражающие результаты. От 40 до 94% обследованных детей и подростков от 7 до 17 лет имели аномалии КМС. Всего выделяется 7 типов искривлений:

загрузка...
  1. Сколиотическая осанка (≈ 53%).
  2. Сутулая спина (≈ 13%).
  3. Круглая спина (≈ 10%).
  4. Кругловогнутая спина (≈ 9%).
  5. Плосковогнутая (≈ 7%).
  6. Вогнутая (≈ 4,5%).
  7. Плоская (≈ 3,5%).

У определенного числа детей наблюдается сочетание двух или более аномалий осанки. Однако несомненным лидером среди искривлений позвоночника по праву считается осанка сколиотическая.

Причины развития

0016-005

Почему так часто возникает сколиотическая осанка среди школьников, до конца не выяснено и по сей день. Основными причинами считаются:

  • Возникновение регулярных нагрузок на организм ребенка (ношение тяжелого ранца, портфеля).
  • Приверженность многих учителей к технике косого письма.
  • Несоответствие ростовых показателей школьной мебели и парт.
  • Длительное время, которое школьники проводят в сидячем положении.
  • Отклонения в питании, которые касаются как регулярности, так и энергетического баланса пищи.
  • Недостаточное поступление минералов и витаминов в молодой растущий организм.

Сами по себе эти факторы уже способны приводить к формированию сколиотической осанки, а нужно еще учитывать неудовлетворительную общую физическую подготовку современных учеников.

Одними из важнейших причин искривлений позвоночника у школьников является низкий уровень физической тренированности и однотипные действия, сопровождающие учебный процесс.

Естественно, что позвоночник будет искривляться, если ребенок два раза в день проходит некоторое расстояние с тяжелым портфелем в руках или ранцем за спиной. И когда ему приходится по 4–5 часов в день сидеть за партой, которая или чрезмерно высока, или слишком низкая для него.

В последнее время, вопросу питания тоже стали уделять много внимания. Недостаток минералов (в первую очередь – кальция) на этапе бурного роста детского организма может в дальнейшем сказываться всю жизнь.

Постановка диагноза

982c5732f37c4dafa4bd05c8d7634a27

Большой разброс показателей распространенности (40–94%) получается из-за того, что до сих пор нет четкого определения понятий норма-патология. Некоторые исследователи считают физиологическим показателем наклон 10–20°, другие принимают за патологию искривления больше 10°.

Сейчас медики больше склоняются к тому, что для определения типа и выраженности сколиотической осанки у ребенка должен браться комплексный показатель, который включает в себя такие параметры:

  1. Условная перпендикулярная поверхности земли линия, проведенная через остистый отросток 7 шейного позвонка. Характеризует отклонение туловища от вертикальной оси.
  2. Парные прямые, проведенные сверху вниз через акромиальные (ближние к плечу) концы ключиц и выступы на крыльях подвздошных костей. Позволяют судить о положении туловища и таза по горизонтали.
  3. Треугольники, образующиеся между талией и опущенными вниз руками.

Для того чтобы оценить эти геометрические пропорции, используется визуальный осмотр, пальпация, рентгенологическая цифровая техника и соответствующее программное обеспечение. Большое значение имеет и квалификация врача.

Клинические проявления

До определенной степени искривления позвоночника их нет. На каком этапе появятся симптомы – сугубо индивидуальный показатель. В принципе, от 10 до 20° могут протекать бессимптомно.

Главная проблема в том, что сколиотическая осанка способна трансформироваться в настоящий сколиоз.

На пути к этому ребенка начнут беспокоить:

  • Боли в верхней части спины. Могут носить односторонний характер. Появляются после некоторого времени, проведенного в одном положении, и являются следствием перенапряжения отдельных групп мышц.
  • Дискомфорт при выполнении письменных работ.
  • Быстрая утомляемость.
  • Головокружения и головные боли.
  • Кашель, возникающий из-за смещения верхних дыхательных путей.
  • Боли в ногах. Причина – неравномерная нагрузка при существенных перекосах спины.
  • Расстройства пищеварения и аппетита, изжога.

Это то, что может заметить сам пациент. Но внимательные родители должны обратить внимание на такие симптомы раньше. Тогда есть все шансы вернуть здоровую осанку и сохранить здоровье своему ребенку.

Мероприятия по коррекции

Пластичность детского организма просто поразительна. Поэтому восстановить нормальное состояние позвоночника можно и нужно. Правда, в некоторых случаях возможны сложности, связанные не с заболеванием, а с поведением ребенка. Некоторых очень сложно заставить лечиться.

Пути коррекции осанки имеют два стратегически важных направления: профилактика и лечение. Причем первый путь гораздо выгоднее: у него богаче запас мероприятий, и он требует меньше усилий со стороны пациента. Лечение же сколиотической осанки – задача непростая, но тоже решаема.

В обоих случаях находят свое применение массаж и корригирующая гимнастика (или физкультура).

Лечебная гимнастика

Уже долгое время этот метод считается основным способом восстановления осанки и вполне заслуженно. На текущее время разработано много методик и комплексов упражнений для детей. Вот перечень основных эффектов, которые позволяет достичь лечебная физкультура:

  1. Остановка прогрессирования патологии.
  2. Стабилизация позвоночного столба путем создания прочного мышечного корсета.
  3. Формирование навыка правильной физиологической осанки.
  4. Устранение дуги искривления.
  5. Улучшение функции внешнего дыхания.
  6. Общий укрепляющий эффект на организм.

Грамотно разработанные комплексы адаптируются к возрастным особенностям организма ребенка. Рекомендуется такое разделение на группы: 1–4 классы, 5–7 и с 8 по 10 класс.

Важно, чтобы упражнения выполнялись ежедневно, системно и правильно. Для этого требуются определенные усилия и со стороны родителей.

Для укрепления мышечного корсета в комплекс включаются такие упражнения:

  1. Разгибание рук из упора лежа или стоя на коленях. В качестве опоры можно использовать кисти, предплечья.
  2. Поднимание таза, стоя на коленях.
  3. Разгибание туловища назад в положении лежа на животе.

Каждое упражнение можно модифицировать (утяжелять или облегчать). Отлично, если занятия превращаются в игру.

Чтобы улучшить состояние мышц живота, широко используется положение на спине:

  1. «Велосипед».
  2. Поднимание выпрямленных (сложно) или согнутых ног (легче).
  3. Многократный переход в положение сидя и назад.

Хороший эффект для развития связочного аппарата дают круговые движения руками в положении стоя, сгибания рук к затылку и обратно. Нельзя забывать о развитии равновесия и координации движений, общеукрепляющих упражнениях.

В идеале, комплекс должен формироваться под каждого ребенка в отдельности. Учитывается его физическое развитие, степень патологии. Некоторым можно рекомендовать выполнение комплекса с дополнительным утяжелением. Или, наоборот, часты ситуации, когда упражнения для детей требуют уменьшения обычной нагрузки.

Длительность занятия не должна превышать 30–45 минут. Кратность занятий в неделю подбирает инструктор.

Чтобы улучшить навык правильной осанки, тренировку лучше проводить перед зеркалом. Хорошо, если удается ввести среди занимающихся детей взаимный контроль за осанкой.

Лечебный массаж

kid

Массаж является неотъемлемой частью коррекции осанки. Для достижения большего эффекта, его нужно совмещать с занятиями лечебной гимнастикой.

Лечебный массаж включает в себя четыре основных приема:

  • Поглаживание.
  • Растирание.
  • Вибрация.
  • Разминание.

Совмещая и комбинируя эти техники, массажист помогает сбалансировать эластичность связок, привести в порядок тонус мышц. Эффектом будет то, что сколиотическая осанка теряет свою основу: неравномерное напряжение мускулатуры и относительную слабость связочного аппарата.

Квалифицированный подход к этой процедуре предусматривает применение разных техник на разных участках тела.

Так, на стороне вогнутости, где отмечается гипертонус мышц, показаны расслабляющие или растягивающие приемы. Со стороны выгнутости, где тонус мускулатуры снижен, используются тонизирующие приемы.

Причем нельзя ограничиваться только поверхностью спины. Как показывает практика, сеансы массажа нужно проводить не менее трех раз в неделю.

Сейчас большую популярность приобретают массажные техники, пришедшие с Востока. Например – тайский массаж, китайские или японские приемы. Насколько это эффективно, пока судить сложно.

Профилактика

maxresdefault1-768x432

Предупредить развитие сколиотической осанки все же легче, чем лечить. Для этого нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций:

  • Подбирайте для ребенка удобную одежду, которая не будет стеснять его в движениях.
  • Кровать должна быть плоской, умеренно мягкой.
  • Подушка пусть будет низкой.
  • Не стоит ограничивать ребенка в двигательной активности. Особенно в школьном возрасте, когда ему приходится проводить значительное время сидя на уроках.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • В начальных классах для ношения учебников лучше выбрать ранец.
  • Если используется портфель, расскажите, что носить его нужно попеременно в правой и левой руках.
  • Продолжайте формирование правильной осанки в домашних условиях: несколько раз в день нужно выравниваться перед зеркалом. Пусть ребенок становится у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками и попытается, зафиксировав это положение, сделать хотя бы один шаг.
  • Полезно организовать разгрузочный час в середине дня, когда можно полежать на животе или спине.
  • Научите технике расслабления шеи. Нужно положить руки на затылок, сделать глубокий вдох и задержать дыхание секунд на 7–10. За один подход делается 5–6 вдохов.
  • Приучить к ежедневному самомассажу стоп, кистей и ушных раковин. Достаточно по одной минуте на каждую зону.
  • Обеспечьте ребенку адекватное и сбалансированное питание с достаточным поступлением кальция и витаминов.

Мебель для учебы и домашних занятий должна быть удобной, подходящей по росту и длине рук.

Проверить можно так: усадить ребенка за стол, выпрямить ему спину и прижать ее к спинке стула. Локоть опирается на стол. Если в этом положении безымянный палец касается наружного угла глаза, то мебель подобрана правильно.

Очень важно ограничить ребенка от значительных физических нагрузок, особенно связанных с переносом тяжестей и поворотами под нагрузкой.

И всегда, если появляются подозрения относительно правильности осанки, обращаться за врачебной помощью. Своевременное лечение позвоночника уберегает ребенка от множества проблем со здоровьем во взрослой жизни.

загрузка...

загрузка...
Добавить комментарий